Поле "{field}" пустое или имеет неверный формат.
На сколько месяцев подписка?
Код проверки неверен

авторы:

Тимур Бондарев, управляющий партнер Arzinger

Оксана Мацив, младший юрист Arzinger


Со вступлением в силу Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» от 7 апреля в 2011 г. № 3206-VI (дальше — Закон № 3206), а также Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за коррупционные правонарушения» от 7 апреля в 2011 г. № 3207-VI возникло значительное количество вопросов относительно того, кто именно является субъектом коррупционного деяния и какую ответственность этот субъект будет нести.

 

Поскольку Закон № 3206 определяет основные принципы предотвращения и противодействия коррупции в публичной и частной сферах общественных отношений, его действие распространяется, в частности, и на деятельность в сфере здравоохранения. Немало дискуссий вызывал вопрос относительно того, является ли врач государственного или коммунального лечебно-профилактического учреждения субъектом ответственности за коррупционное правонарушение и если так, то какая мера ответственности может быть применена к нему согласно действующим нормам антикоррупционного законодательства, а также какие именно действия будут подпадать под определение «коррупционного правонарушения».


Для решения этого вопроса сначала стоит определить понятие коррупционного правонарушения и субъекта ответственности за коррупционные правонарушения. Следовательно, в соответствии с положениями Закона № 3206 коррупционным правонарушением является преднамеренное деяние, которое содержит признаки коррупции, совершенное лицом, предусмотренным положениями данного Закона, и за которое законом установлено криминальную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность. То есть для квалификации деяния как коррупционного правонарушения необходимо соблюдение таких условий:


- деяние должно содержать признаки коррупции;


- субъектом должно выступать лицо, которое четко определено положениями Закона № 3206, а именно статьей 4;


- за совершение данного деяния законом должна быть предусмотрена криминальная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность.


Если вести речь об имеющихся в деянии признаках коррупции, то обращаемся опять же к положениям Закона № 3206, где определено понятие «коррупция», что является использование субъектом ответственности за коррупционные правонарушения предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей с целью получения неправомерной выгоды или принятия обещания/пердложения такой выгоды для себя или других лиц или соответственно обещание/пердложение или предоставление неправомерной выгоды субъекту ответственности за коррупционные правонарушения, или по его требованию другим физическим или юридическим лицам с целью склонить субъекта ответственности к противоправному использованию предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей.


Важно, что в соответствии с новым антикоррупционным законодательством неправомерной выгодой могжет считаться не только любые денежные или материальные ценности, но и преимущества, льготы, услуги, невещественные активы, которые без законных на то оснований обещают, предлагают, предоставляют или получают безвозмездно или по цене, ниже минимальной рыночной.

 

Субъекты ответственности за коррупционные правонарушения

 

Закон расширил перечень лиц, ответственных за совершение коррупционных правонарушений, и относит к ним не только лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления (то есть государственных служащих в понимании Закона Украины «О государственной службе»), но и лиц, которые приравниваются к уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления, а также лиц, которые постоянно или временно занимают должности, связанные с выполнением организационно-предписывающих или административно-хозяйственных обязанностей, или лиц, специально уполномоченных на выполнение таких обязанностей в юридических лицах частного права независимо от организационно-правовой формы, в соответствии с законом; а также должностных лиц юридических лиц, физических лиц — в случае получения от них или при участии этих лиц другими лицами неправомерной выгоды.


В контексте этой статьи рассмотрим именно ответственность должностных лиц юридических лиц публичного права, которые получают заработную плату за счет государственного или местного бюджета и принадлежат к лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления.


Юридическое лицо публичного права создается предписывающим актом Президента Украины, органа государственной власти, органа власти Автономной Республики Крым или органа местного самоуправления (ч. 2 в. 81 Гражданского кодекса Украины). Понятие «должностные лица юридического лица» не является четко регламентированным действующим законодательством Украины, однако если проанализировать практику, которая сложилась в определение этого понятия, то можно прийти к выводу, что должностными лицами являются лица, которые занимают должности, связанные с выполнением организационно-предписывающих или административно-хозяйственных функций.


Постановлением Пленума Верховного Суда Украины от 26 апреля 2002 г. № 5 определенно, что организационно-предписывающие обязанности — это обязанности по осуществлению руководства отраслью промышленности, трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от формы собственности.


Согласно вышеприведенным определениям стоит подчеркнуть то, что если медицинские работники, которые работают в государственных или коммунальных учреждениях здравоохранения, осуществляют организационно-предписывающие (то есть имеют в подчинении одно или больше лиц) или административно-хозяйственные функции (например, выписывают рецепты, бланки неработоспособности и тому подобное), такие лица являются субъектами ответственности за коррупционные правонарушения. К отмеченным лицам могут принадлежать главный врач или заведующий отделения государственного или коммунального лечебно-профилактического учреждения, однако не исключено, что субъектом ответственности за коррупционные правонарушения может быть также и рядовой врач. В этом случае необходимо учитывать должностные обязанности такого врача, предусмотренные его должностной инструкцией, и в случае возложения на последнего выполнения организационно-предписывающих или административно-хозяйственных функций — он является субъектом ответственности за коррупционные правонарушения, о чем свидетельствует также и имеющаяся судебная практика в Украине.


Судебная практика в решении споров относительно совершения коррупционных правонарушений именно медицинскими специалистами на сегодня является не достаточно значительной, однако судами уже принимаются решения относительно совершения врачами коррупционных правонарушений. В частности по делам о совершении врачом административного коррупционного правонарушения суд исследует доказательства того, что данное лицо в соответствии с возложенными на него должностными обязанностями выполняет организационно-предписывающие или административно-хозяйственные функции. В случае выявления факта отсутствия у врача организационно-предписывающих или административно-хозяйственных обязанностей суд принимает решение о закрытии слушания по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием субъекта административного коррупционного правонарушения. Следовательно, как видим, судебная практика свидетельствует об отнесении к субъектам ответственности лишь тех медицинских специалистов, которые занимают должности, связанные с выполнением организационно-предписывающих или административно-хозяйственных обязанностей и соответственно принадлежат к субъектам ответственности за коррупционные правонарушения, определенными Законом № 3206.

 

Получение подарков

 

К субъектам ответственности за коррупционные правонарушения (а именно в соответствии со ст. 4 Закона № 3206 к врачам лишь государственных и коммунальных учреждений здравоохранения) применяются ограничения относительно получения подарков (пожертвований). Запрещение получать непосредственно или через другие лица подарки от физических или юридических лиц распространяется на такие случаи: за решение, действия или бездеятельность в интересах дарителя, которые принимаются, совершаются как непосредственно таким лицом, так и за содействие другими должностными лицами и органами; если лицо, которое дарует (осуществляет) подарок, находится в подчинении такого лица.

 

Статью в полном объеме читайте в журнале «Медична практика: організаційні та правові аспекти», № 8/2011 г.

Добавить комментарий

Facebook
Пользователи

Комментарии | 1

  • Декларации

    Кто все же должен ежегодно заполнять декларацию? главврач? Старшая сестра или зав.отделением?
Подписка на новости
Подпишись на рассылку новости по e-mail
Интервью
Олег Ковригин
«Британский офтальмологический центр»: международный опыт для украинских пациентов